Возрождению интереса способствовали в первую очередь европейские моряки, которые возвращались из экзотических стран украшенные татуировками.

Кроме того, они переняли мастерство накалывания рисунка на кожу у полинезийцев и привезли его в Европу. Здесь эстафету подхватили представители преступного мира, низшие слои населения, а также члены тайных обществ.

История возникновения татуировки - примеры на фото 3

История возникновения татуировки — примеры на фото 3

Позже, с изменением исторических обстоятельств знаки, столь скоропалительно нанесенные на тело, приходилось тщательно скрывать. Известен почти анекдотический случай. Король Норвегии и Швеции Карл XIV Ян серьезно заболел, однако не позволял врачам пустить себе кровь, чтобы не раздеваться. Лишь когда дело стало совсем плохо, король решился снять рубашку. Разгадка была проста: в годы бурной молодости будущий монарх был сначала революционным генералом, затем маршалом Наполеона Бонапарта и, чтобы подчеркнуть свои убеждения, сделал татуировку. Молодость прошла, убеждения поменялись, а на плече короля Норвегии и Швеции все еще красовалась надпись: «Смерть королям!»

История возникновения татуировки — интересные факты

Итак, татуировка вновь завоевывала Европу. Постепенно татуировочный бум, вызванный моряками, начинал затухать. Новый всплеск интереса к тату произошел благодаря принцу Уэльскому, будущему королю Эдуарду VII. В 1881 году он прибыл с неформальным визитом в Японию, где посетил одного из крупнейших тату-мастеров Хори Чио. Вездесущие лондонские журналисты узнали, что мастер вытатуировал на теле принца изображение дракона. Эта новость взорвала Лондон. В светских кругах, а потом и во всем обществе мгновенно распространилась мода на нательные рисунки.

Примерно в это же время начали появляться первые тату-салоны. В 1870 году в Англии свой салон открыл первый профессиональный татуировщик Парди, который очень серьезно относился к подготовке эскиза, скрупулезно прорабатывая каждую деталь. Однако поистине легендарными стали кузены Райли.

The history of tattoos 9

Будущий мастер тату Том Райли был профессиональным военным и обладал талантом художника. Навыки татуировщика он оттачивал на своих сослуживцах-офицерах во время Южноафриканской и Суданской кампаний. Уволившись из армии, Райли стал работать татуировщиком и довел свое мастерство до совершенства. В 1890 году его американский кузен Сэмюэль О’Райли, также тату-мастер, изобрел и запатентовал электрическую машинку для татуировки. Это стало поворотным событием в истории татуировки. Если раньше процесс накалывания рисунка был длительным и достаточно трудоемким, то теперь электрическое чудо техники позволяло сделать татуировку сравнительно быстро и просто. Да и для клиента этот процесс стал менее болезненным.

В самых разных городах Европы и Америки стали открываться тату-салоны, а татуировка стала доступной простым людям. Конечно, сразу появилось множество мастеров-кустарей, штамповавших татуировки по стандартному образцу. Однако среди них выделилась плеяда мастеров настоящей художественной татуировки.

Уильяма МакДоналда современники называли «Рафаэль татуировки». Его лондонская студия «Хамман» располагалась в районе турецких бань, прием клиентов велся строго по записи. Исключений не было, даже представители высшего общества и члены королевской семьи вынуждены были ждать своей очереди, но результат тот стоил. МакДоналд задавал очень высокие стандарты работы. Сеанс велся в комфортных условиях, клиентам даже позволялось курить. Мастер соблюдал правила гигиены, дезинфицируя иглы для работы с каждым клиентом и использовал только качественные краски.

МакДоналд делал тату в разных стилях, но его визитной карточкой стали копии картин великих художников. Одному американскому артисту МакДоналд наколол на груди знаменитую «Весну» Боттичелли, а актрисе Эллен Элайс Терри вытатуировал портрет Шекспира.

Большой вклад МакДоналд внес в становлении искусства татуировки как профессиональной деятельности. Он добивался охраны труда и социальных гарантий для татуировщиков, подчеркивая, что этот род занятий не развлечение, не хобби, а такая же творческая профессия, как музыкант, художник или архитектор. Он ввел в обиход термин «tattooist» вместо «tatooer». Эта небольшая на первый взгляд деталь имеет существенное значение.

В английском языке с помощью суффикса -ег образуются названия обыденных профессий, ремесел (worker — «рабочий», plumper — «сантехник»). Слово «tattooist» ставило татуировку в разряд творческих профессий (ср.: artist — «художник»).

Джордж Барчет стал основателем первой династии татуировщиков. Занимаясь татуировкой с 13 лет, в 28 лет он открыл свою студию в Лондоне, а известность получил благодаря своим дорогостоящим и эффектным татуировкам в японском стиле. Тем не менее Барчет охотно брался и за менее дорогие и сложные рисунки.

Позже он открыл второй салон, введя деление по целевой аудитории: в одном салоне принимали представителей высшего общества, готовых выложить любые деньги за эксклюзивные композиции; второй салон был рассчитан прежде всего на моряков и предлагал своим клиентам набор стандартных недорогих тату. Из пяти сыновей и двенадцати внуков Джорджа Барчета его дело продолжили семеро.

История возникновения татуировки - примеры на фото 16

Не все европейские страны заразились тату-манией. Мода на татуировки распространилась в Англии и Германии, позже — в Голландии и Скандинавии, а вот Испания, Австрия, Бельгия, Франция и Италия остались к ней равнодушны.

Большую популярность татуировка приобрела в Америке. Кроме изобретателя электрической тату-машины Сэмюэля О’Райли, здесь стоит назвать Лонгхэйра Хэрри, Лонгфеллоу Бустамен-то, Чарли Вагнера, Джи Конвейя, Льюиса Алберта. Эти мастера экстра-класса предпочитали сначала делать эскиз на бумаге и лишь затем переносить рисунок на кожу клиента. В то же время основная масса татуировщиков-кустарей набивала руку на выполнении нескольких типовых рисунков, которые они штамповали в больших количествах, получая приличную прибыль благодаря непритязательным запросам клиентов.

Пережив бурный всплеск, к 20-м годам XX века популярность татуировки снова стала постепенно затухать. Долгое время у татуировщиков не было стимулов придумывать новые рисунки, осваивать новые виды и стили. Положение изменилось в 50-60-х годах прошлого столетия в связи с активизацией молодежной культуры. На сцену вышло новое поколение молодых художников, полных свежих идей и готовых на любые эксперименты.

Немаловажно, что в это время татуировку стали изучать антропологи, культурологи, историки искусств, художники. Некоторые ученые освоили и саму профессию татуировщика. Среди них преподаватель английской литературы в Чикагском университете Фил Спэрроу, а также американский моряк, легендарный матрос Джерри Коллинз, которые интересовались татуировками Японии и народов Океании.

Многие элементы общения татуировщика с клиентом, которые кажутся нам теперь естественными, были введены именно Спэрроу и Коллинзом. С их подачи обязательным стало соблюдение гигиены. По их инициативе также вошло в обиход предварительное знакомство клиентов с образцами рисунков.

Современная татуировка, несомненно, обогатилась и благодаря приходу в нее профессиональных художников — Клиффа Равена, Спай-дера Уэбба, Эда Харди, Боба Робертса, Джейми Саммерса и др.

Сегодня, по прошествии нескольких тысячелетий, татуировка снова воспринимается как часть человеческой культуры и как повседневность. Вряд ли кого-то шокирует вид татуированного человека, а труд татуировщика окончательно завоевал статус профессии. Постоянно совершенствуется технология татуировки, изготавливаются все более стойкие, насыщенные и безопасные для здоровья пигменты, выпускаются печатные издания, посвященные татуировке (иллюстрированные журналы, альбомы, каталоги, книги), создаются общества любителей татуировки, организуются фестивали и съезды.

Что касается России, то до революции 1917 года история татуировки в ней развивалась примерно так же, как и в Европе. Известно, например, что у последнего императора династии Романовых, Николая II, была татуировка. Великие русские князья Алексей и Константин также имели тату.

Однако во времена СССР искусство татуировки, как и многие другие направления в искусстве, всячески искоренялось, а потому ушло в глубокое подполье — в криминальную среду. Официальные власти применяли татуировку в наихудшей ее функции: для клеймения политзаключенных в сталинских лагерях. Сохранялась татуировка и среди моряков и военных, но назвать ее художественной в истинном смысле слова нельзя. Это были типовые рисунки и надписи, накалывавшиеся преимущественно умельцами-самоучками кустарным способом.

До самого падения «железного занавеса» Россия была выброшена из мейнстрима мировой татуировки и лишь в последние десятилетия мы приобщаемся к искусству тату, с трудом преодолевая «совковые» стереотипы.

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТИМ: